Рецензии
Здесь публикуются рецензии на различные отечественные и зарубежные произведения
Список рецензий
Здесь перечислены заголовки рецензий, а также названия произведений. Порядок рецензий определяется датой их опубликования

«Transhumanism inc.»: окажутся ли мозги Пелевина в банке?


Случилось чудо, коих не было уже как год. Вышел новый роман Виктора Пелевина, «Transhumanism Inc.» (18+) о будущем, в котором человечество научилось бессмертию и переселилось мозгами в банки. Но на полках подземного хранилища в Лондоне обитают только те, кто может обеспечить себе бессмертие материально. Все остальные обречены таскаться по земле, где наконец-то наступил экологический рай на ветряках и конной тяге.
Виктор Олегович Пелевин – гений современной отечественной литературы, сотворивший за почти три десятка лет 18 романов. Автор удостоился нескольких литературных наград, среди которых «Премия Андрея Белого» за роман «iPhuck 10», «Премия Читателя» за роман «Тайные виды на гору Фудзи». А способно ли новое творение Пелевина принести автору что-то, кроме увеличения количества произведений?

Transhumanism Inc. Корпорация в прямом смысле слова контролирующая мозги людей (вдруг те запылятся). Имя владельца компании, Гольденштерна, нельзя называть даже случайно, а то получишь минусов в карму. Даже обозначение есть – ГШ-слово.
Эту организацию основали два друга, кореец и швед, которые взяли себе имена героев экранизации шекспировского «Гамлета». Розенкранц и Гильденстерн - персонажи, истории которых покрыты мраком. Впечатление о них складывается исключительно из слухов и легенд. Ни одного достоверного факта.

Вроде кажется, что в мире бесконечной жизни не должно быть проблем с информацией. Но, к сожалению, даже в таких условиях прошлое забывается. Например, великие писатели Лев Толстой и Михаил Булгаков полностью забыты в сознании людей. Благо хоть остались статьи и них в «Вокопедии». Но остается необъяснимым один факт. Почему не сама трагедия Шекспира «Гамлет» укоренилась в коллективном сознании людей, а её интерпретация в виде фильма Тома Стоппарда? Эта экранизация показывала судьбу именно второстепенных персонажей. Это были личности без своей воли, у них не было свободы. Они обладали лишь одной задачей – остаться живыми. Именно такими вышли герои нового романа Виктора Пелевина, которые оказались второстепенными персонажи, от которых в этом мире зависит ровно ничего.

Роман состоит из семи новелл с разными, на первый взгляд, героями: от юной девицы Мани до могущественного кукуратора, властителя Доброго государства. Это та же Россия, только после сердобол-большевистской революции, свергнувшей клонированных царей из клонированной династии Михалковых-Ашкенази.

Как любой современный русский писатель, Пелевин акцентирует внимание на идеи власти. На какой бы обочине истории ни оказались его герои, возможно и вовсе лишенные свободы воли, все они вовлечены в круговорот желания, власти, подчинения и доминирования. Мир во всех слоях населения становится зависим от бесконечной жизни. Хитрость, обман, убийства – три кита, на которых стоит будущее людей. Впрочем, так было во все времена.

Главный герой каждой новеллы мог получиться уникальным, со своей живой историей. Но их всех отличают только место действия и социальный статус. Судьбу каждого из них можно описать одной фразой: «Родился. Жил. Умер». Любая глава-новелла романа представляет в целом одну схему действий – это страсти, приводящие к смерти. Для одного героя это удовлетворение своих сексуальных желаний, для другого – заработок денег для оплаты посмертной жизни, для третьего – желание власти и познание всех тайн человечества. Создается реальность, в которой прослеживается религиозное начало. За свои грехи каждый будет отвечать. Попытка же возвыситься одним из персонажей до уровня Бога оканчивается неудачей, и тот канул в бездну в прямом смысле слова. Однако один образ в произведении смог разорвать порочный круг.

Разногласия автора и его идеи божественного возвышения начинаются при появлении Шарабан-Мухлюева. Уже по фамилии персонажа можно догадаться о качестве выполнения его работы. Между прочим, он является последним и единственным писателем. На его счету бесчисленное количество сочинений, афоризмов, но точных данных о нём самом почти и нет. Одни считают его мозгом в банке, успевшем наладить своё типографическое производство. Другие предполагают, что на самом деле все творческие личности умерли, и Шарабан-Мухлюев не больше, чем разработка государственного уровня и просто рабочий механизм. Однако последний писатель, независимо от своего настоящего происхождения, умудряется не только штамповать огромное количество произведений, но и отвечать на критику с применением непристойных выражений.
Шарабан-Мухлюев – образ, покрытый тайнами, слухами, гипотезами. Одни люди продолжают безмерно любить его, другие осуждают за повторение его шедевров. Старые сюжеты, один и тот же стиль написания, уже приевшиеся фразы и выражения: основные источники критики.

Для тех читателей, кто познакомился с творчеством Пелевина недавно, образ Шарабан-Мухлюева может не показаться чем-то особенным. Однако поклонникам автора становится очевидна сатира, применённая Виктором Олеговичем. Писателя в последнее время критикуют за отсутствие новизны в его произведениях, что их уже не интересно читать.

Личное впечатление от прочтения «Transhumanism inc.» получилось неоднозначным. Автору удалось сохранить всю жёсткость повествования без применения нецензурной брани, что вполне удивительно получилось. Все описательные элементы романа написаны нейтральным стилем, что позволяет довольно просто представить себе в уме место действия. У Пелевина практически невозможно найти длинных и сложных предложений. В репликах персонажей прослеживается уникальная особенность. В речи молодой девушки часто используется молодежный сленг, кукуратор же общается преимущественно официально-деловым стилем, показывая своё высокопоставленное место в социуме.
Построение романа поначалу кажется неуместным при описании жизни будущего, но с каждой следующей главой этот мир раскрывается с новых сторон. Разделение на новеллы, которые можно читать автономно, за исключением последней, создаёт уникальное впечатление. Но это впечатление портит растянутость повествования. Создаётся ощущение, будто автор пытался создать как можно более громоздкое произведение с целью раскрыть мир будущего наиболее полно.

Роман один – историй несколько. Пелевину хотелось показать жизнь абсолютно разных персонажей, что лишь относительно получилось. Персонажи вроде бы разные, а сюжеты схожие. Финалы новелл становятся предсказуемыми, что портит хоть какую-то драму. Каждый из героев живёт своей обыденной жизнью, в какой-то момент желает удовлетворить своё любопытство и переходит через точку невозврата. Все новеллы написаны одной незамысловатой схемой. Интерес же заключается в обстоятельствах. Что собой представляет герой? Как он живет? Что станет причиной смерти? Именно ответы на эти вопросы и составляют уникальность новелл. В остальном же они написаны по одному шаблону.

Если мир романа «Transhumanism inc.» окажется реальностью, то попадут ли мозги Пелевина в банку? С большей вероятностью, да. Бесконечную жизнь люди покупают, а не заслуживают личными достижениями. Виктор Олегович выпускает новые произведения чуть ли не каждый год, его читательская аудитория продолжает скупать книги с полок, тем самым обеспечивая автору более длительную жизнь, чем человеческую. Но будет жить Пелевин в банке или в мозгах других людей, покажет время.

«Transhumanism inc.»: стоит ли уделять время? Людям, критикующим писателя за однотипность произведений, однозначно нет. Новый роман Пелевина оригинальностью не блещет. Но для людей, только начавших знакомство с творчества автора, последняя книга писателя может даже понравиться стилем написания, который не предусматривает нежности и мягких выражений. Если громоздкость текста не способна отпугнуть, то сюжеты новелл самих по себе окажутся захватывающими. Читать или нет – решать каждому.

Попов Игорь

Декабрь 2021

О. Хаксли "О дивный новый мир" 18+


"О дивный новый мир" - название книги уже сразу намекает о предстоящих чувствах читателя. Удивление, восхищение, непонимание и даже осуждение. Такой набор чувств предрекает одно лишь название. Что же кроется за ним? Мир будущего, который выглядит настолько идеальным, приторным, что диабетикам станет плохо при прочтении. Там люди испытывают только позитивные эмоции, всех жизненных благ у них в достатке, отсутствует социальное неравенство (с точки зрения удовлетворенности своей жизнью). Но всё ли так хорошо, как выглядит на первый взгляд? Давайте поближе посмотрим, какую утопию видит Олдос Хаксли в своём произведении.

С первых же строчек автор погружает читателя в мир чего-то нового и довольно ужасающего. Книга начинается с описания здания, которое уже заставляет задуматься: «Серое приземистое здание всего лишь в тридцать четыре этажа. Над главным входом надпись «ЦЕНТРАЛЬНОЛОНДОНСКИЙ ИНКУБАТОРИЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР» и на геральдическом щите девиз Мирового Государства: «ОБЩНОСТЬ, ОДИНАКОВОСТЬ, СТАБИЛЬНОСТЬ». И нет, в инкубаторе выращивают далеко не куриц. Там создают абсолютно всех людей. Олдос Хаксли реализовал идею выращивания из пробирок. После пробирки происходит процесс «одинаковости», младенцам вырабатывают правильные привычки – что есть хорошо, что есть плохо и что человек должен делать всю свою жизнь (работать на благо страны). При этом человека лишают чувства неудовлетворенности – каждый радуется своему образу жизни. Но если всех делают одинаковыми, как определить кто будет работать на заводе, а кто будет директором этого же завода и руководить всеми подчиненными? Всё просто, это заложено в генах. Люди ещё с пробирки приобретают ген или альфы, или беты, или гаммы, и т.д. Чем ближе к альфам, тем выше социальный статус. Человек ещё до рождения обретает вид деятельности и не может сменить его. А зачем? Ему на генном уровне нравится работать в своей сфере, даже если это уборка сортиров.

Олдос Хаксли показывает, что идеальный мир можно достичь даже при наличии социального неравенства, главное подобрать правильный ген. Если во времена жизни автора подобное казалось чем-то фантастичным, то в 21 веке генная инженерия поражает умы. Например, CRISPR-Cas9. Это лабораторный инструмент для редактирования ДНК. Успокаивает тот факт, что делается пока только с целью улучшения человеческого иммунитета. И это даже потенциально имеет перспективы применения для борьбы с многими тяжелыми заболеваниями, среди которых рак, наследственные болезни, ВИЧ. Напомню, роман Хаксли был опубликован в 1932 году. И менее ста лет потребовалось человечеству, чтобы научиться работать с человеческим ДНК. Не удивительно, если ещё через сто лет «О дивный новый мир» станет «настоящим миром, в котором мы живем».
Но вернёмся в 2023 к роману Олдоса Хаксли.

Для наибольшего понимания картины миры в романе необходимо рассмотреть аспекты жизни будущего, без которых невозможно достаточно глубоко проанализировать произведение Олдоса Хаксли.

Первые главы произведения повествуют об жизненном цикле человека. Показывается это глазами студентов, которым ведут лекции об устройстве мира во время экскурсии по инкубатору и воспитательному центру. Кастовое деление осуществляется с пробирок. Представители альф должны обладать большим ростом, высоким интеллектом и будут заниматься только высококвалифицированной работой. Гаммы являются средним рабочим классом с минимальным набором знаний. Эпсилоны же будут карликами, которые не умеют ни читать, ни писать, но годятся для самой простой работы. Самое примечательное заключается в процессе создания каст. Только альфы и беты соответствуют правилу "одно оплодотворенное яйцо - один человек". Начиная с гамм происходит "почкование", успехами которого соревнуются инкубаторы всего мира. Суть этого заключается в количестве получаемых людей из одного оплодотворенного яйца. Это количество измеряется даже не единицами, а десятками и вплоть даже до сотен. И получается ситуация, когда на одном условном заводе рабочий коллектив будет состоять исключительно из однояйцевых близнецов. Зато их укрепляет братский дух.

После инкубатора идет Младоприемник. Студентам довелось лицезреть процесс воспитания дельт. Малыши ползали среди книг и цветов, им было весело. Это позволяло показать, что есть прекрасное. Но не забываем, что дельты это низшая каста и им не придется наслаждаться красотой. Поэтому положительные эмоции заканчивались с воем сирены. И в этот момент по полу пускали ток, чтобы детям через боль внушить отвращение к искусству и природе. Такой метод вызывает жуткие ощущения, но учредителям инкубатора это в пределах нормы. Всё равно же из одного яйца получается больше полусотни дельт, так что говорить о какой-либо этике не приходится. В воспитании детей более старшего возраста используется уже более гуманный метод, гипнопедия. Во время сна им внушали определенные правила. Среди них любовь к своей касте, уважение к касте высшей по рангу и ненависть и презрение к низшим слоям(те же всё равно будут уважать старших).

Под любовью к своей касте подразумеваются и физические действия. В "дивном новом мире" секс и похоть не просто везде, это присваивается с детства. Главные игры детей перестали носить развлекательный характер, теперь же это действия эротического характера. Половое влечение возведено в абсолют. Девизом этого мира стало "каждый принадлежит каждому". Чтобы человек был счастлив, он должен быть удовлетворенным каждой сферой жизни. Поэтому неразделенную любовь просто вырезали в этом обществе. Любовь не может быть неразделенной, если вы сами выбираете себе партнера, причем с исключительно постельной стороны. А для представителей низших каст любовь понятие и вовсе неизвестное, им некогда развлекаться, им нужно работать. Так почему же такой странный "новый мир" является утопией?

Идеальность мира проявляется в абсолютно каждой сфере жизни. Люди работают, не зависят от своих чувств. Все потребности, которые соответствуют касте, люди получают в полной мере. Просто некоторым на генетическом уровне и в детстве были вложены свои представления о жизни. Эпсилонов все унижают, их не считают людьми, но они всегда счастливы. Их устраивает свой образ жизни. Правда есть ещё один нюанс. Название ему - сома. Специальные препараты, которые убирают усталость и дают хорошее и веселое настроение. Сому делают в несчетном количестве, чтобы досталось всем. Её употребляют абсолютно всегда. Говоря простыми словами, жители "нового мира" живут с наркотической зависимостью, которая создана на государственном уровне. И законы этого мира работают успешно.

За пределами инкубатора "дивный новый мир" показывается глазами преимущественно альф, иногда бет. Эти две касты наиболее ярко способны продемонстрировать жизнь будущего. Ключевыми персонажами сюжета книги автор решил сделать альфа Бернарда и бету Линайну. Повествование их жизни чередуются с описаниями устройства нового мира. Такой формат содержания глав может подчеркнуть - главным героем романа Хаксли выступают не люди, а сам "дивный мир". Люди из пробирок создают других людей в инкубаторе, цепочка замкнута и её не разорвать. Или даже идеал может не устоять?

В один момент сюжетные линии Бернарда и Линайны пересекаются. Они были абсолютно разными людьми, но их объединило одно - они были не такие, как все остальные. Им была нужна любовь, настоящая и не на одну ночь. Подруга Линайны даже говорила ей: "Иди переспи с кем-нибудь, иначе воспримут больной и будут проблемы". Ей этого не очень хотелось, но выбора не было, так требует общество, а её статус беты не позволял не подчиняться. Она хотела лишь Бернарда, ведь он был не такой, как все, это очень привлекало внимание Линайны. Ему нужна настоящая любовь, а не плотская. И вот уже его альфа статус позволяет немного пренебречь сексуальными нормами общества. Бернард решает устроить путешествие-свидание Линайны. Чтобы абстрагироваться от похотливого "нового мира" нужно было найти максимально отдаленное от цивилизации место. И такое нашлось. Бернард очень удивил своего директора, когда озвучил планы на выходные. Но директор всё же одобрил это решение, ведь когда-то и сам там побывал со своей девушкой (правда там же её и потерял, из-за чего пытался уговорить своего подчиненного, да безуспешно). В этот момент в сюжет входит антигерой. И то был "старый мир".

За пределами "нового мира" тоже была жизнь. Но в своём первозданном мире, где царили племена и жесткие традиции. Непослушных там пороли плетью, удобств жизни никаких не было. Сплошь грязь и вонь. Странное место для свидания, но Бернард был рад увидеть кардинально другую жизнь. Там парочка познакомились с Джоном, матерью которого оказалась та самая потерянная девушка директора(Линда), причем она была беременной в тот момент. Директор сам оказался не без греха и нарушил правила своей цивилизации. Джон стал изгоем, ведь его мать была других устоев, и сам он оказался сыном "нового мира". Несмотря на это, он вырос по традициям "старого мира". Удивительным же оказалось желание Линды и Джона уехать вместе с Бернардом и Линайной. И они смогли это. Чтобы не спойлерить сюжет всей книги, рассмотрение жизни персонажей остановим на этом.

Интереснее рассмотреть противостояние "главного героя" со своим оппонентом. Олдос Хаксли не стал ограничиваться созданием "нового мира", он также ввёл довольно масштабную антитезу. Не смотря на всю дикость будущего, Дикарем называют представителя цивилизации прошлого. С одной стороны, ему приходилось добывать еду, жить в грязи без удобств. Но с другой стороны, он знал какой должна быть любовь, и девиз "каждый принадлежит каждому" - это низость, до которой не должен опускаться человек. Цивилизация будущего выглядит идеально, ведь у человека есть все блага для жизни, он ни в чём не нуждается, и ничем не недоволен. С другой стороны жизнь стала неким конвейерным станком и при этом абсолютно каждый человек всю жизнь зависим от сомы. И главное, человек перестал был личностью, он просто стал частью одной большой искусственной системой.

Однако "Старый мир" может вызывать порой ещё большее отвращение, чем "новый". Там главная цель каждого человека - исключительно выживание. Заболеешь - считай, что уже мёртв. О удобствах жизни и говорить нечего - грязно всё, от одежды и до хижин. Но главным стоит отметить тот факт, что оба мира со своими недостатками. В будущем не учитываются интересы жизни людей, в прошлом человеку приходилось бороться за право жить вообще. Поэтому ответа на вопрос "какой мир хуже?" просто не существует, ведь правда посередине. Между прошлым и будущим середина - настоящее. Нужно жить здесь и сейчас и по тем традициям, которые существуют на этот момент. Если не принимать такие условия, то можно остаться чужим среди своих. Хаксли полностью удалось показать эту мысль, которая вербально ни разу не была упомянута, но легко считывается после прочтения книги. Также автор не выражает своей позиции, просто описывает два мира и что бывает, когда люди одной парадигмы жизни попадают в другую.

"О дивный новый мир" однозначно входит в список культовых книг, которые нужно читать.
Стиль повествования Олдоса Хаксли одновременно простой и понятный, с другой стороны можно запутаться в событиях. Иногда автор пишет о событиях, которые происходят одновременно в разных местах и разными персонажами. Но это нужно показать, что параллельные события могут пересекаться и показывать одно и тоже разными взглядами. Автор использовал четырех ключевых персонажей, и все четыре точки зрения могли быть кардинально отличающимися.

Главный вывод книги для читателя - жизнь меняется, люди меняются, технологии развиваются, но в любых обстоятельствах нужно оставаться человеком. Не дикарем, добывающем еду и сражающимся за выживание, и не человеком из пробирки, которые все одинаковы. Человек - это уникальная личность, со своими устоями и традициями, но не животное.

Игорь Попов

Декабрь 2023

Трасса 60


Фильм "Трасса 60" - удивительное путешествие главного героя Нила Оливера. Он живет по принципу "плывущего по течению" и не сопротивляется тому, что происходит в его жизни. Начало сюжета устанавливает его в роли человека, который не берет ответственность за свои выборы, и даже родителям нравятся его девушка больше, чем ему самому. Однако неожиданная случайность радикально меняет его жизнь.

В фильме преобладают спокойные темп и атмосфера, которые придаёт размышлениям особый оттенок. «Трасса 60» является притчей с элементами комедии, что добавляет ему своеобразности.

Самой трассы не существует на карте, это метафора жизни. Это персональный путь главного героя, который он хочет найти и ему приходится делать выбор на каждой развилке. Фильм повествует про личностный выбор человека, и что в любой момент жизни нужно найти в себе силы взять ответственность на самого себя. Иногда это сложно, потому что присутствует страх перед осуждением и отвержением – от родителей, наставников и социума в целом. Но каждому человеку нужно пройти свой собственный путь, чтобы научиться мыслить вне зависимости от мнения окружающих и в первую очередь от мнения тех, кто раньше был опорой и эталоном.


Потому и я не удивлена, что к актерскому составу в качестве эпизодических ролей присоединились Кристофер Ллойд и Майкл Джей Фокс, известные по фильму «Назад в будущее». Режиссер Боб Гейл пригласил актеров в качестве эпизодической роли со своего предыдущего проекта. Но не только они присоединились к актерскому составу, но и другие звёздные актеры, такие как Гэри Олдман, Джеймс Марсден, Курт Рассел и другие не менее впечатляющие артисты.

Вернёмся к сюжету фильма. Нил отправляется в путешествие, чтобы доставить посылку в город Данвер по трассе №60. В ходе путешествия он встречает разных необычных персонажей и попадает в удивительные места. Каждая встреча и каждое место открывают ему новые грани жизни и позволяют ему стать более осознанным и сильным. Особенно запомнились моменты, где Нил встречает девушку, ищущую идеального партнера; и мужчину, которому Грант исполнил большую мечту, но у того больше нет способности наслаждаться едой.

Сам же О.Ж. Грант, попутчик главного героя и исполнитель желаний, представляется трикстером. Какие-то из желаний он воплощает в самом буквальном смысле.
К примеру желание человека в начале фильма, чтобы ситуации со сломанным телефоном не произошла. В результате он не замечает проезжающую мимо машину из чего в дальнейшем следует печальный исход. Так как главный герой не загадал четкого желания, ему в его путешествии представилась возможность встретиться с реализацией самых разных гипертрофированных версий реализации желаний.

Все события, связанные с желаниями в фильме, показывают, как мало мы задумываемся над ними. Мы высказываем их, не подумав, не взвесив последствия, не оценив пользы от них. В основном мы думаем о своих мечтах как о чем-то заранее уже несбывшимся. Мы сами не верим в большинство своих желаний, поэтому и загадываем всякую глупость. А может стоит поменять свое отношение к желаниям и начать загадывать только те, в которые ты веришь? И не полагаться в ответе на шарики или других. Нужно верить в себя и свои внутренние ориентиры.

Также Нил сталкивается с городом, где наркотик "Эйфория" раздается бесплатно и вызывает пожизненную зависимость, а также с мужчиной, который носит пояс шахида, чтобы раскрыть ложь.

Весь этот путь заканчивается и вращается вокруг Линн, девушки из снов Нила. Их история обрывается в городе Морлоу, где Нил оказывается в тюрьме, но ему удается освободить себя и Линн, и они сбегают вместе. Однако контракт Нила требует, чтобы он завершил задание один, и он отправляется в Данвер без своей спутницы.

Путешествие Нила заканчивается, когда он встречает Рэя, кузена Гранта в "Клубе Радуга". Внутри посылки оказывается новая трубка для Гранта, которую Нил должен доставить. Но когда Нил закуривает из этой трубки, он теряет сознание и оказывается снова в больнице. Он понимает, что его путешествие было не сном, а реальностью.
Главной герой в процессе путешествия, как буквального (фильм является роад-муви), так и духовного, переосмысливает себя, что-то приобретает, задумывается о своей жизни и самих случайностей, как таковых. Ведь как говорил Грант, один из персонажей фильма, не существует совпадений, чаще всего это неизбежности.

Фильм "Трасса 60" - это захватывающая история путешествия внутрь себя и поиска своей судьбы. Это фильм, который оставляет глубокие размышления о выборе, ответственности и значении каждого момента в нашей жизни. Я рекомендую его к просмотру.

Екатерина Тараленко

Декабрь 2023

Made on
Tilda