О. Хаксли "О дивный новый мир" 18+
"О дивный новый мир" - название книги уже сразу намекает о предстоящих чувствах читателя. Удивление, восхищение, непонимание и даже осуждение. Такой набор чувств предрекает одно лишь название. Что же кроется за ним? Мир будущего, который выглядит настолько идеальным, приторным, что диабетикам станет плохо при прочтении. Там люди испытывают только позитивные эмоции, всех жизненных благ у них в достатке, отсутствует социальное неравенство (с точки зрения удовлетворенности своей жизнью). Но всё ли так хорошо, как выглядит на первый взгляд? Давайте поближе посмотрим, какую утопию видит Олдос Хаксли в своём произведении.
С первых же строчек автор погружает читателя в мир чего-то нового и довольно ужасающего. Книга начинается с описания здания, которое уже заставляет задуматься: «Серое приземистое здание всего лишь в тридцать четыре этажа. Над главным входом надпись «ЦЕНТРАЛЬНОЛОНДОНСКИЙ ИНКУБАТОРИЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР» и на геральдическом щите девиз Мирового Государства: «ОБЩНОСТЬ, ОДИНАКОВОСТЬ, СТАБИЛЬНОСТЬ». И нет, в инкубаторе выращивают далеко не куриц. Там создают абсолютно всех людей. Олдос Хаксли реализовал идею выращивания из пробирок. После пробирки происходит процесс «одинаковости», младенцам вырабатывают правильные привычки – что есть хорошо, что есть плохо и что человек должен делать всю свою жизнь (работать на благо страны). При этом человека лишают чувства неудовлетворенности – каждый радуется своему образу жизни. Но если всех делают одинаковыми, как определить кто будет работать на заводе, а кто будет директором этого же завода и руководить всеми подчиненными? Всё просто, это заложено в генах. Люди ещё с пробирки приобретают ген или альфы, или беты, или гаммы, и т.д. Чем ближе к альфам, тем выше социальный статус. Человек ещё до рождения обретает вид деятельности и не может сменить его. А зачем? Ему на генном уровне нравится работать в своей сфере, даже если это уборка сортиров.
Олдос Хаксли показывает, что идеальный мир можно достичь даже при наличии социального неравенства, главное подобрать правильный ген. Если во времена жизни автора подобное казалось чем-то фантастичным, то в 21 веке генная инженерия поражает умы. Например, CRISPR-Cas9. Это лабораторный инструмент для редактирования ДНК. Успокаивает тот факт, что делается пока только с целью улучшения человеческого иммунитета. И это даже потенциально имеет перспективы применения для борьбы с многими тяжелыми заболеваниями, среди которых рак, наследственные болезни, ВИЧ. Напомню, роман Хаксли был опубликован в 1932 году. И менее ста лет потребовалось человечеству, чтобы научиться работать с человеческим ДНК. Не удивительно, если ещё через сто лет «О дивный новый мир» станет «настоящим миром, в котором мы живем».
Но вернёмся в 2023 к роману Олдоса Хаксли.
Для наибольшего понимания картины миры в романе необходимо рассмотреть аспекты жизни будущего, без которых невозможно достаточно глубоко проанализировать произведение Олдоса Хаксли. Первые главы произведения повествуют об жизненном цикле человека. Показывается это глазами студентов, которым ведут лекции об устройстве мира во время экскурсии по инкубатору и воспитательному центру. Кастовое деление осуществляется с пробирок. Представители альф должны обладать большим ростом, высоким интеллектом и будут заниматься только высококвалифицированной работой. Гаммы являются средним рабочим классом с минимальным набором знаний. Эпсилоны же будут карликами, которые не умеют ни читать, ни писать, но годятся для самой простой работы. Самое примечательное заключается в процессе создания каст. Только альфы и беты соответствуют правилу "одно оплодотворенное яйцо - один человек". Начиная с гамм происходит "почкование", успехами которого соревнуются инкубаторы всего мира. Суть этого заключается в количестве получаемых людей из одного оплодотворенного яйца. Это количество измеряется даже не единицами, а десятками и вплоть даже до сотен. И получается ситуация, когда на одном условном заводе рабочий коллектив будет состоять исключительно из однояйцевых близнецов. Зато их укрепляет братский дух.
После инкубатора идет Младоприемник. Студентам довелось лицезреть процесс воспитания дельт. Малыши ползали среди книг и цветов, им было весело. Это позволяло показать, что есть прекрасное. Но не забываем, что дельты это низшая каста и им не придется наслаждаться красотой. Поэтому положительные эмоции заканчивались с воем сирены. И в этот момент по полу пускали ток, чтобы детям через боль внушить отвращение к искусству и природе. Такой метод вызывает жуткие ощущения, но учредителям инкубатора это в пределах нормы. Всё равно же из одного яйца получается больше полусотни дельт, так что говорить о какой-либо этике не приходится. В воспитании детей более старшего возраста используется уже более гуманный метод, гипнопедия. Во время сна им внушали определенные правила. Среди них любовь к своей касте, уважение к касте высшей по рангу и ненависть и презрение к низшим слоям(те же всё равно будут уважать старших).
Под любовью к своей касте подразумеваются и физические действия. В "дивном новом мире" секс и похоть не просто везде, это присваивается с детства. Главные игры детей перестали носить развлекательный характер, теперь же это действия эротического характера. Половое влечение возведено в абсолют. Девизом этого мира стало "каждый принадлежит каждому". Чтобы человек был счастлив, он должен быть удовлетворенным каждой сферой жизни. Поэтому неразделенную любовь просто вырезали в этом обществе. Любовь не может быть неразделенной, если вы сами выбираете себе партнера, причем с исключительно постельной стороны. А для представителей низших каст любовь понятие и вовсе неизвестное, им некогда развлекаться, им нужно работать. Так почему же такой странный "новый мир" является утопией?
Идеальность мира проявляется в абсолютно каждой сфере жизни. Люди работают, не зависят от своих чувств. Все потребности, которые соответствуют касте, люди получают в полной мере. Просто некоторым на генетическом уровне и в детстве были вложены свои представления о жизни. Эпсилонов все унижают, их не считают людьми, но они всегда счастливы. Их устраивает свой образ жизни. Правда есть ещё один нюанс. Название ему - сома. Специальные препараты, которые убирают усталость и дают хорошее и веселое настроение. Сому делают в несчетном количестве, чтобы досталось всем. Её употребляют абсолютно всегда. Говоря простыми словами, жители "нового мира" живут с наркотической зависимостью, которая создана на государственном уровне. И законы этого мира работают успешно.
За пределами инкубатора "дивный новый мир" показывается глазами преимущественно альф, иногда бет. Эти две касты наиболее ярко способны продемонстрировать жизнь будущего. Ключевыми персонажами сюжета книги автор решил сделать альфа Бернарда и бету Линайну. Повествование их жизни чередуются с описаниями устройства нового мира. Такой формат содержания глав может подчеркнуть - главным героем романа Хаксли выступают не люди, а сам "дивный мир". Люди из пробирок создают других людей в инкубаторе, цепочка замкнута и её не разорвать. Или даже идеал может не устоять?
В один момент сюжетные линии Бернарда и Линайны пересекаются. Они были абсолютно разными людьми, но их объединило одно - они были не такие, как все остальные. Им была нужна любовь, настоящая и не на одну ночь. Подруга Линайны даже говорила ей: "Иди переспи с кем-нибудь, иначе воспримут больной и будут проблемы". Ей этого не очень хотелось, но выбора не было, так требует общество, а её статус беты не позволял не подчиняться. Она хотела лишь Бернарда, ведь он был не такой, как все, это очень привлекало внимание Линайны. Ему нужна настоящая любовь, а не плотская. И вот уже его альфа статус позволяет немного пренебречь сексуальными нормами общества. Бернард решает устроить путешествие-свидание Линайны. Чтобы абстрагироваться от похотливого "нового мира" нужно было найти максимально отдаленное от цивилизации место. И такое нашлось. Бернард очень удивил своего директора, когда озвучил планы на выходные. Но директор всё же одобрил это решение, ведь когда-то и сам там побывал со своей девушкой (правда там же её и потерял, из-за чего пытался уговорить своего подчиненного, да безуспешно). В этот момент в сюжет входит антигерой. И то был "старый мир".
За пределами "нового мира" тоже была жизнь. Но в своём первозданном мире, где царили племена и жесткие традиции. Непослушных там пороли плетью, удобств жизни никаких не было. Сплошь грязь и вонь. Странное место для свидания, но Бернард был рад увидеть кардинально другую жизнь. Там парочка познакомились с Джоном, матерью которого оказалась та самая потерянная девушка директора(Линда), причем она была беременной в тот момент. Директор сам оказался не без греха и нарушил правила своей цивилизации. Джон стал изгоем, ведь его мать была других устоев, и сам он оказался сыном "нового мира". Несмотря на это, он вырос по традициям "старого мира". Удивительным же оказалось желание Линды и Джона уехать вместе с Бернардом и Линайной. И они смогли это. Чтобы не спойлерить сюжет всей книги, рассмотрение жизни персонажей остановим на этом.
Интереснее рассмотреть противостояние "главного героя" со своим оппонентом. Олдос Хаксли не стал ограничиваться созданием "нового мира", он также ввёл довольно масштабную антитезу. Не смотря на всю дикость будущего, Дикарем называют представителя цивилизации прошлого. С одной стороны, ему приходилось добывать еду, жить в грязи без удобств. Но с другой стороны, он знал какой должна быть любовь, и девиз "каждый принадлежит каждому" - это низость, до которой не должен опускаться человек. Цивилизация будущего выглядит идеально, ведь у человека есть все блага для жизни, он ни в чём не нуждается, и ничем не недоволен. С другой стороны жизнь стала неким конвейерным станком и при этом абсолютно каждый человек всю жизнь зависим от сомы. И главное, человек перестал был личностью, он просто стал частью одной большой искусственной системой.
Однако "Старый мир" может вызывать порой ещё большее отвращение, чем "новый". Там главная цель каждого человека - исключительно выживание. Заболеешь - считай, что уже мёртв. О удобствах жизни и говорить нечего - грязно всё, от одежды и до хижин. Но главным стоит отметить тот факт, что оба мира со своими недостатками. В будущем не учитываются интересы жизни людей, в прошлом человеку приходилось бороться за право жить вообще. Поэтому ответа на вопрос "какой мир хуже?" просто не существует, ведь правда посередине. Между прошлым и будущим середина - настоящее. Нужно жить здесь и сейчас и по тем традициям, которые существуют на этот момент. Если не принимать такие условия, то можно остаться чужим среди своих. Хаксли полностью удалось показать эту мысль, которая вербально ни разу не была упомянута, но легко считывается после прочтения книги. Также автор не выражает своей позиции, просто описывает два мира и что бывает, когда люди одной парадигмы жизни попадают в другую.
"О дивный новый мир" однозначно входит в список культовых книг, которые нужно читать.
Стиль повествования Олдоса Хаксли одновременно простой и понятный, с другой стороны можно запутаться в событиях. Иногда автор пишет о событиях, которые происходят одновременно в разных местах и разными персонажами. Но это нужно показать, что параллельные события могут пересекаться и показывать одно и тоже разными взглядами. Автор использовал четырех ключевых персонажей, и все четыре точки зрения могли быть кардинально отличающимися.
Главный вывод книги для читателя - жизнь меняется, люди меняются, технологии развиваются, но в любых обстоятельствах нужно оставаться человеком. Не дикарем, добывающем еду и сражающимся за выживание, и не человеком из пробирки, которые все одинаковы. Человек - это уникальная личность, со своими устоями и традициями, но не животное.
Игорь Попов
Декабрь 2023